Kauladharma

\"Тот, кто обладает знанием этого, кто воспринимает мир как Божественную игру, кто всегда сосредоточен на Высшем, является освобожденным при жизни, в этом нет сомнения\". Спанда-шастрам.
Текущее время: 03-05, 11:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12-07, 00:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-07, 15:33
Сообщения: 80
Откуда: КУРУВАРША
Предлагаю Вашему вниманию очень интересную выдержку из давнишней дискуссии на одном из популярных некогда форумов. Речь в приводимом мною фрагменте идет о том, как с течением времени видоизменялось учение Натхов. Та самая Доктрина, о которой некоторые деятели сегодня говорят не иначе, как о некоей константе. С автором публикуемой ниже заметки я, к огромному своему сожалению, не знаком. Могу сказать лишь, что три года назад он писал под ником Vrittantanatha. С кем он спорил тогда? Об этом "владеющие темой" читатели без труда догадаются сами. :wink:
Думаю, сегодня, на фоне щедро изливаемых понятно кем проклятий, адресованных непосредственно мне, как "негодяю" и "предателю", "бездари" и "неучу", ставящему под сомнение ценность современной версии натховского вероучения, воскрешение в памяти подобных постингов будет делом чрезвычайно актуальным. :!: Итак, обещанное...

"Уважаемый ..., Вы писали: << К хатха-йоге лучше приступать, когда есть реализация в карме, гьяне, бхакти, а иначе это будет просто гимнастикой.>>

А какая необходимость, в таком случае, в практике хатха-йоги? Если человек реализован в "карме, джняне и бхакти", он — дживанмукта :).

Сами натхи до Горакши прекрасно обходились без какой бы то ни было акробатики.

Кауладжняна-нирная, основной из сохранившихся трудов Матсьендранатхи (не Вас, а древнего кауловского Гуру :)), описывая в пятой главе практики достижения "победы над смертью" (мритьюнджая), ни о каких асанах и т. п. "духовно-гимнастических практиках" просто не упоминает. Приводимые там методы связаны с медитацией на "лунный нектар" и его поглощением. Аналогичная доктрина содержится в Натхашодашамная-краме. И, вне всякого сомнения, это чисто каулическое учение — оно присутствует исключительно в Кула-тантрах и других текстах этой школы (точнее, этой группы школ).

Из дошедших первоисточников вполне очевидно, что практика изначальных натхов не включала в себя ни хатха-йогу, ни ритуализм. По Вашим же свидетельствам (да и не только, сами тоже знаем), нынешние последователи Горакшанатхи практикуют и то, и другое. Зато собственно каулическая составляющая, представлявшая у Матсьендры сущность садханы, в современном натхизме начисто отсутствует.

Причины этого казуса можно предположить две.

Первую я уже приводил — в результате вторжения ислама натховский mainstream адаптировался к новым условиям путём выкидывания из собственного учения всех "экстремальных" практик. Так, в традиции Матсьендры Богиня почитается в женщинах; в Горакшевской же версии от женщин стараются держаться в стороне. В свою очередь, кауловское учение о "расе" было переинтерпретировано, в результате чего возникла натховская алхимия (конечно, поздние натхи не были оригинальны и в этом; алхимия существовала и до 12 века). С алхимией проблем уже не было — как у ортодоксальных хинду, так и у мусульман (чего нельзя сказать про ошеломляющую для пашу практику "нектаров").

Второй причиной может быть следующее. Кауладжняна-нирная запрещает передавать "сущность Кулы" анадхикари: "майавинам, лживым, жестоким и отождествлённым с материальным" (6.14). [Смешно, но одно из самых ранних значений — пожалуй, преимущественное в то время — слова "йогин" было как раз "колдун", майавин]. Но те самые анадхикари вовсе не всегда согласны с тем, что они таковы. Множество примеров, как из истории, так и современных, это иллюстрируют. Так или иначе, в элитарные и закрытые системы "влезают" те, кто по определению не способны воспринять суть этих систем. Возможно, тот " ...горакшанатхизм", который ныне представляется стандартом натхизма per se, возник в 12-13 веке как побочный продукт. Те "сиддхи" и "йогины", которые не были допущены к посвящению в Кулу, стали конструировать собственную версию доктрины, основывая своё "творчество" на фрагментах подлинных текстов, обрывочной информации от "самайинов" и попросту слухах. Не удивительно, в этом случае, что оные "натхи" начали заниматься гимнастикой, ритуализмом и тому подобными видами "сущностной практики", свистеть, сидя на корточках, вращаться по спирали и обходить храмы :). Как говорится, "цирк уехал, а клоуны остались" :))))...

Примеров того, что поздний натхизм во многом является недоразумением, хватает. К примеру, почитаемые в нём девять натхов на самом деле никакого отношения к традиции натхизма попросту не имели. А были всего-навсего обожествлёнными горами народных культов :). В каулической традиции нава-натха также фигурировали — как буквы девятислоговой мантры Бхайравы. Чакры вначале понимались как круги богинь, позже семантизированных в матрику. В хатха-йоге чакры уже утратили своё изначальное значение и стали исключительно "центрами тонкого тела". Источник подобной идеи известен — уже Чарака-самхита, древний аюрведический трактат, перечисляет шесть марм, в точности соответствующих шести чакрам йоги. Ещё один пример того, как недопонятая каулическая доктрина была сведена к примитивной медицине.

В связи с этим, весьма показательно Ваше утверждение про йоготерапию. Делать людей здоровыми — это замечательно. Но это сфера аюрведы, а не мистицизма :). Конечно, горакшевский натхизм даёт некоторую идейную базу для подобных практик — излишне буквальное понимание бессмертия. Идея может показаться кому-то неплохой. Однако, почему-то бессмертные натхи в Индии не встречаются...

Даже сам термин "хатха-йога" до Горакши имел весьма забавное значение. Стоит вспомнить 22 главу Кауладжняна-нирнаи, где Бхайрава упоминает о том, что йогини даруют соитие (melaapa) с собой. В традициях Кубджики, относящихся, как и Кауладжняна-нирная, к 10 веку, это соитие в йогини описывается в двух вариантах — прия и хатха ("приятное" и "насильственное"). Во втором йогини "высасывает" прану из садхаки, сидя на нём, подобно Калике, восседающей на трупе Шивы.

Практика горакшевского натхизма имеет больше общего с учениями ряда дуалистических шиваитских школ, нежели с йогини-кулой Матсьендранатхи или традицией Даттатреи. Так, Нетра-тантра в седьмой главе описывает некоторые моменты, которые впоследствии появились в хатха-йоге позднего натхизма (можно вспомнить также и Тирумантирам). Наряду с этим, близкие натхизму идеи встречаются в некоторых буддистских текстах. Но при заимствовании буддистских тантрических доктрин из ануттарайога-тантр собственно тантрическая составляющая аналогичным образом была опущена. Мелочные подробности, вроде нади и чакр, раздувались, но сущностная основа садханы, представлявшая необходимый для адекватного понимания деталей контекст, оказалась утраченной.

Нет сомнений, что сами идеи, составившие впоследствии базу хатха-йоги, довольно ранние. Некоторые, пытались в своё время на форумах выставить хатха-йогу как позднюю выдумку — это не совсем правильно. Система не могла возникнуть в 12 веке на пустом месте — это очевидно. Но не менее очевидно, что она представляет собой полную подмену доктрины Натха.

Как раз танцы, вызвавшие не так давно нападки со стороны Вашего ученика, имеют к первоначальному натхизму больше отношения, нежели "лечебно-оздоровительная" гимнастика :). Брат Прадипта указал на тот факт, что ритуальные танцы сохранились в буддистском тантризме; известно, что танцы играли не последнюю роль во многих культах индуистского тантризма, не говоря уже о народных "околотантрических" традициях. Значимость танцев была отражена в многочисленных мифах — можно вспомнить танцевальное состязание Шивы и Бхадракали, образ Натараджи, танцы Кришны с гопи и т.п. Танцы девадаси составляли основной компонент "открытого" варианта 5М в культе Джаганнатхи в Пури. А Джаганнатха, как и тирумальский Венкатешвара, был изначально формой Бхайравы. То, что в собственно натхизме существовали некие ритуальные танцы, подтверждается не только нашим учителем (один из гуру которого имел прямое отношение к бенгальской ветви натхизма Матсьендранатхи), но и свидетельствами некоторых известных нам адептов натхизма. Я уже упоминал одного санньяси ордена Гири, который знаком с Пинцетом. Этот свами был в своё время инициирован в традицию натха (совершенно другой ветви, нежели у нашего учителя). В одной из бесед он подтвердил существование некоторых элементов танца в горакшанатховском натхизме по сей день.

Итак, факты свидетельствуют о том, что система Горакшанатхи — вовсе не "улучшенная версия" каулизма великого Матсьендры, а совершенно отличное учение. Которое было либо вырождением изначальной натховской доктрины, либо и вовсе сторонней системой, "примазавшейся" к славе и авторитету Натхов. В поддержку этой фальсификации были сочинены нелепые истории про то, как Горакша будто бы спас Матсьендру, и тому подобные. У кого-то, если верить "Лалите-махасиддхе", даже хватает наглости приписывать каулические тексты с установленным авторством Горакше. Ни одно издание Махартха-манджари не содержит какого-либо упоминания даже о возможности того, что текст принадлежит Горакше. И не удивительно — первый же стих ММ говорит:

grathnАti mahАrthama~njarImimAM surabhiM maheshvarAnandaH.

В свете вышеизложенного, можно сказать, что поздний натхизм соотносится с изначальным примерно таким же образом, как кришнаизм с сахаджией, а ленинизм — с экономическим учением К.Маркса :). Он представляет собой образец тех самых "мирских" (лаукика) учений, которые осуждал Матсьендра в своей Кауладжняна-нирнае..."

Полагаю, комментарии тут излишни.

_________________
ahAM devo na cAnyo'smi brahmaivAhaM na shokabhAk | saccidAnanda-rUpo'haM nitya-mukta-svabhAvavAn ||


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10-11, 22:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 10-11, 22:16
Сообщения: 1
Небезынтересные комментарии к "небезынтересной цитате":

http://forum.dharmanathi.ru/index.php?topic=606.0


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB